СОТРУДНИКИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ОТНОШЕНИЕ К ВУЗУ, ПАТРИОТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Преподаватели и административных состав отечественных вузов гордятся своей работой, любят родину и считают себя неравнодушными людьми.
14 июня 2023 года платформа «Неравнодушный человек» представляет данные онлайн-опроса, в котором приняли участие преподаватели и административный состав российских вузов. Респонденты ответили на вопросы о своей работе, ценностях, патриотизме и возможностях для молодежи в России.
Об отношении к вузу и своей работе
Более половины преподавателей и административного состава испытывают гордость по отношению к своему вузу (52% и 51% соответственно). Еще по 35% представителей обеих категорий заявили о симпатии к учебному заведению. О негативных эмоциях – разочаровании и презрении – сообщили не более 5% опрошенных. Подавляющее большинство как преподавателей, так и административных сотрудников доверяет ректорам своих вузов (78% и 80%). Противоположной точки зрения придерживаются 5% и 4% соответственно, 17% и 16% не определились с ответом.
В то же время респонденты перечислили области работы учебных заведений, которые следовало бы улучшить. Чаще всего среди сфер, требующих улучшения, опрошенные называли аудиторные условия. Среди преподавателей за это высказались 50%, среди административного состава – 36%. За усовершенствование помощи со стороны вуза выпускникам в начале карьеры проголосовали 26% преподавательского и 29% административного состава. На третьем месте в этой категории оказалось качество питания в столовых (21% преподавателей и 24% административных сотрудников).
Также сотрудники вузов оценили учебные заведения с точки зрения места работы. Большинство опрошенных хотели бы поднять уровень оплаты труда, за это высказались 67% административного состава и 60% преподавателей. Повысить возможности для профессионального роста желают 24% преподавательского и 30% административного состава, еще свыше 20% в обеих группах ощущают потребность в улучшении отношений между сотрудниками.
Большинство опрошенных заявили, что им не стыдно сказать окружающим, где они работают (среди административного состава – 89%, среди преподавателей – 90%). Свыше 80% опрошенных получают удовольствие от выполнения ежедневных рабочих задач и результатов своей деятельности, а также считают, что их работа положительно влияет на жизнь других людей. В то же время порядка трети опрошенных считают, что их зарплата не соответствует вкладу в работу. Противоположного мнения придерживается 37% административного состава и 38% преподавателей, еще 31% и 29% соответственно затруднились ответить.
Более 65% в обеих группах полагают, что руководство ценит их, как сотрудников. По 28% не определились с ответом, остальные полагают, что их недооценивают. Большинство респондентов видят возможности для своего профессионального роста (58% - среди административного состава, 68% - среди преподавателей), обратного мнения придерживается в среднем каждый десятый (11% - среди административного состава, 9% - среди преподавателей), остальные затруднились с ответом (31% - среди административного состава, 23% - среди преподавателей). Также свыше 75% респондентов видят преимущества своих вузов в сравнении с остальными организациями.
О возможностях для молодых людей
Подавляющее большинство опрошенных (87% среди административного и 89% среди преподавательского состава) полагают, что в России у молодых людей есть возможность реализовать себя, найти применение своим способностям, добиться успеха в жизни. Остальные затруднились с ответом. Также порядка 80% респондентов полагают, что государство создает условия для того, чтобы молодежь в России развивалась и находила применение своим способностям (81% - среди административного, 82% - среди преподавательского состава), противоположного мнения придерживается лишь 1%, остальные не смогли ответить на этот вопрос.
О России
Думая о России, большинство респондентов испытывают положительные эмоции: веру в страну (67% административного состава и 70% преподавателей), любовь к родине (60% и 63%), гордость (53% в обеих группах). О тревоге за Россию говорят 26% административного состава и 29% преподавателей. Такие эмоции, как безразличие, стыд или раздражение набрали лишь по 1%.
Сотрудники вузов описали нынешнее положение дел в России словами «укрепление» (57% административного состава и 46% преподавателей), «развитие» (50% и 52%), «возрождение» (42% и 44%). Рейтинг доверия президенту Владимиру Путину превысил 80%. Не доверяют главе государства 3% респондентов, остальные затрудняются с ответом.
О социальных установках
Свыше половины респондентов, отвечая на вопрос «Кто я?», в первую очередь идентифицируют себя как гражданина страны (54% административного и 53% преподавательского состава). Во вторую очередь опрошенные из числа административного состава вузов определяют себя как представителей своего поколения (11%), а преподаватели – как представители определенной профессии (12%).
Абсолютное большинство – 80% административного и 81% преподавательского состава –считает себя неравнодушными людьми. Противоположного мнения о себе придерживаются 9% и 8% соответственно, каждый десятый не определился в этом вопросе (по 11%). Свыше 40% респондентов в обеих группах передавали вещи или игрушки в детские дома, дома престарелых и инвалидов (среди административного состава – 41%, среди преподавателей – 44%), чуть меньшее количество опрошенных вносили деньги на счет людей, нуждающихся в помощи (38% и 43%), и подавали милостыню (36% и 38%). Не участвовал в благотворительности каждый десятый (12% и 9%). Часть респондентов (9% и 8%) затруднилась с ответом.
В последнее время большинство сотрудников вузов и испытывали положительные эмоции. На первом месте и у административного состава, и у преподавателей – доброжелательность (51% и 52%). Преподаватели часто испытывали надежду (35%), спокойствие и уверенность (по 33%). Административные сотрудники также заявляли о спокойствии (35%) и уверенности (34%). О тревоге сообщил каждый пятый опрошенный (23% среди административного, 25% среди преподавательского состава), еще 13% опрошенных заявили о страхе.
Об исследовании
Опрос проведен 10 по 28 апреля на платформе «Неравнодушный человек» совместно с Министерством науки и высшего образования России, Министерством просвещения России, Томским государственным университетом и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Методика:
Онлайн-опрос, самозаполнение анкет респондентами на специализированной платформе. Использована двуступенчатая выборка. На первой ступени выборка сплошная: приглашение участвовать в опросе рассылались по всем вузам. На второй ступени используется конформная выборка: в опросе приняли участие все желающие представители целевых групп. Результаты исследования представлены без взвешивания.
Целевые аудитории: студенты, преподаватели и административный состав 340 российских государственных вузов.
Объем выборки: студенты старше 18 лет — 108 039 чел.; сотрудники вузов (преподаватели и административный состав) — 34 268 чел.
География исследования: территория Российской Федерации.
О платформе «Неравнодушный человек»
Исследовательско-коммуникационная платформа «Неравнодушный человек» позволяет проводить онлайн исследования целевых аудиторий по актуальным вопросам, формировать качественную аналитику и использовать данные для позитивных изменений в различных сферах жизни. Платформа «Неравнодушный человек» зарегистрирована в реестре отечественного программного обеспечения Минцифры России.
Контакты для СМИ: press@we-change.ru
Таблицы