|
|
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
18 июля 2024
58% опрошенных студентов гордятся вузами, в которых обучаются. Эмоциональный комфорт во время учебы студенты оценивают в среднем на 8 баллов из 10.
МОСКВА, 18 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с платформой «Неравнодушный человек» представляет результаты опроса студентов об удовлетворенности разными сторонами обучения в российских вузах.

В вузе – хорошо!

В России сегодня насчитывается более тысячи высших учебных заведений. Российские университеты предлагают широкий выбор направлений обучения. Студенты здесь получают не только профессиональные знания, но и участвуют в научных, творческих и спортивных проектах. Как показал онлайн-опрос студентов вузов, проведенный на платформе «Неравнодушный человек», большинство студентов, участвовавших в исследовании, чувствуют себя в вузе эмоционально комфортно – более восьми баллов из десяти этому параметру поставили 64%. Средняя оценка опрошенных составила 8 баллов из 10 возможных. При этом за время проведения наблюдения доля положительных оценок студентами эмоционального отношения к вузам выросла на 4 п.п. с 60% в 2023 году до 64% в 2024. Доля отрицательных оценок остается относительно невысокой – 6% студентов дискомфортно чувствуют себя в вузах. Больше половины также сообщили, что испытывают гордость за вуз - 58%, с прошлого года показатель остался неизменным.

Об удовлетворенности

Общий уровень удовлетворенности организацией процесса обучения можно назвать высоким – восемь из десяти опрошенных (80%) заявляют о своей удовлетворённости. Говоря о конкретных параметрах, самую высокую оценку получила инфраструктура вуза (77%), затем следует внешний вид, дизайн, ремонт вуза (74%), а также техническая оснащенность (72%). Чуть более низкий балл студенты поставили точкам питания – 67%.

За прошедший год в пределах статистических колебаний выросла доля студентов, которые положительно оценивают (восемь баллов и более) работу своих деканатов и дирекций институтов (на +2 п.п. с 72% в 2023 году до 74% в 2024). Полностью или скорее удовлетворены компетенциями своих преподавателей 87%, с прошлого года показатель не изменился.

О наставниках

Исследование показало, что общая удовлетворенность обучением в вузе тесно связана с наличием у студента наставника из числа преподавателей. Если наставник есть – удовлетворенность студента от пребывания в вузе заметно выше. В настоящий момент имеет наставника из числа преподавателей только половина студентов – 48%. У 5% был преподаватель-наставник, а теперь его не стало. Не было наставника из числа преподавательского состава вуза у 26% студентов, еще 21% не смогли ответить на данный вопрос. Студенты, имеющие наставника, в 87% случаев положительно оценивают организацию процесса обучения в вузе, среди тех, у кого наставника нет, таковых 73%. Можно сказать, что наставничество преподавателей играет важную роль в формировании позитивного отношения студентов к процессу обучения.

Больше самостоятельности и свободы

Как и в прошлом году наиболее востребованным для студентов изменением в вузе является возможность самостоятельно выбирать дисциплины для обучения (40% в 2023 году и 33% в 2024). На втором месте по востребованности стоит пожелание сбалансировать аудиторную нагрузку, самостоятельную работу и практику студентов (32% в 2023 и 30% в 2024 году). Далее идет пожелание расширить сеть партнеров для прохождения практик и стажировок (28%, 2023 г. – 36%). В топ-5 запросов вошли также пожелание изменить расписание занятий и то, что связано со временем, местом обучения (по 27% в 2023 г. и в 2024 г.), а также улучшение материально-технической базы (25%, 2023 г. – 27%). При этом существенно снизился запрос на увеличение количества практикоориентированных дисциплин (с 31% в 2023 году до 24% в 2024, причем если раньше это изменение было на 4-м месте по востребованности, то сейчас находится уже на 6-м). Вероятно, постепенно целевые запросы студентов на корректировку процесса обучения удовлетворяются и на этом фоне показатели востребованности изменений снижаются. В целом, пожелания студентов направлены в сторону большей самостоятельности и гибкости образовательного процесса, что свидетельствует о стремлении к более персонализированному обучению.


Исследование проведено методом массового онлайн-опроса на платформе "Неравнодушный человек" среди студентов российских вузов. В опросе приняли участие 87 333 студента вузов. Даты онлайн опроса: май-июнь 2024 года. Данные репрезентируют студенческую аудиторию по параметрам: пол, возраст, федеральный округ.

Поделиться новостью:
Made on
Tilda