08 марта 2019

Фонд ВЦИОМ и «Неравнодушный гражданин» продолжают реализацию гранта Президента РФ

Фонд ВЦИОМ и компания «Неравнодушный гражданин» продолжают реализацию Президентского гранта по разработке и пилотированию методики независимой оценки качества социальных услуг. О том, что сделано уже сейчас, рассказывает Генеральный директор «Неравнодушного гражданина» Вадим Киселев.

— Вадим, расскажите, на что направлен грант? Каковы его основные цели?
— Основной целью предоставленного гранта Президента РФ является внедрение в ряде регионов инструмента, который позволяет: 1) оперативно, на основе постоянного мониторинга определять проблемные места в учреждениях социальной сферы; 2) выявлять причины низких оценок по показателям независимой оценки качества (далее — НОК) и предоставлять научно обоснованные рекомендации по их улучшению; 3) получать валидные данные по НОК в привязке к конкретному типу учреждения.

— Для чего нужна методика независимой оценки качества услуг?
— Идея независимой оценки качества (НОК) проистекает еще из майских указов Президента 2012 г. Выставляя оценки, граждане дают обратную связь о качестве предоставляемых им услуг в различных учреждениях: больницах, музеях, учреждениях образования и социального обслуживания. Эти оценки будут видеть как руководители учреждений, так и представители профильных министерств, тем самым получая понимание того, по каким критериям необходимо улучшать работу в данной организации. Таким образом, независимая система оценки — это механизм контроля гражданского общества за качеством предоставления социальных услуг.

— Как проходит его реализация?
— Командой «Неравнодушного гражданина» — технологического партнера Фонда ВЦИОМ — в ходе реализации проекта было разработано программное обеспечение, на базе которого мы создали несколько систем. Во-первых, это терминалы, которые мы расположили в учреждениях четырех регионов (в Тверской, Костромской, Рязанской и Ивановской областях). С их помощью нам в регулярном режиме поступают оценки получателей услуг. Помимо терминалов мы вводим такой инструмент, как Виртуальные общественные советы, работающие в формате онлайн-форумов. В качестве платформы функционирования Виртуального общественного совета выступает наше приложение-мессенджер «Неравнодушный человек», позволяющее выстраивать не только двустороннее онлайн-взаимодействие (с органами власти и представителями организаций), но и горизонтальные коммуникации между пользователями.

— Что происходит сейчас?
— В идеологии проекта — сделать систему НОК проще, прозрачнее и эффективнее. В частности, типовая анкета НОК содержит в себе до 30-40 вопросов, и часто у получателей услуг просто не хватает сил и терпения, чтобы пройти ее до конца. Как итог — большие риски получения невалидных данных. Наша методика проведения НОК включает в себя 8-11 вопросов, которые, тем не менее, содержат все основные параметры, необходимые для оценки качества услуг.
Другой важной стороной развития системы независимой оценки качества, на которую мы сделали ставку, является унификация методики расчета для всех оцениваемых сфер (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание). Таким образом, все оценки завязаны на единой от сферы к сфере системе критериев, позволяющей более релевантно оценивать работу учреждений.

— Какие результаты планируете получить?
— Сейчас государство тратит довольно большие средства на реализацию НОК. Проект направлен на то, чтобы обосновать возможность снижения этих затрат за счет предлагаемого нами решения. Мы собираемся добиться этого, в том числе, за счет соорганизации людей. В данный момент мы апробируем эту идею, работая с командой волонтеров. Впоследствии мы предполагаем, что наиболее инициативные граждане смогут сами опрашивать других людей и вести активную деятельность в Виртуальных общественных советах. Мы верим, что, объединяя свои усилия, все неравнодушные граждане, волонтеры, представители власти, бизнеса и НКО смогут решать социально значимые задачи, тем самым улучшая жизнь в нашей стране.

Интервью подготовлено совместно с пресс-службой ВЦИОМ.

— — — -
О «Неравнодушном гражданине»
Компания «Неравнодушный гражданин» существует с 2016 г. Она создает программные продукты для предоставления двусторонней обратной связи власти и населения. Разработан мессенджер с разветвленной системой чатов для многосторонней коммуникации — социальный коммуникатор «Неравнодушный человек».

Наиболее крупные реализуемые проекты:
1) Платформа сбора предложений в Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 г. и с перспективой до 2035 г. (сайт дв2025.рф). Реализуется с 2018 г. по заказу Минвостокразвития РФ.

Совместно с Фондом ВЦИОМ:
2) Обоснование, создание и апробация единой системы обратной связи и независимой оценки качества (с 2018 г.).
3) Создание и апробация комплекса методических и организационно-технических решений по сбору информации в рамках мониторинга рынка труда и перспективных профессий (с 2019 г.).